Даин (Константин Маркович). Альбом "Ждать лето" (2012)
Этой весной завершилась моя самая большая ммм... творческая работа за последние несколько лет. Акустический альбом Даина (Константина Марковича) - "Ждать лето".
Часть 1
Начало
А началось всё, как ни странно, со Слэера (Пашки Румянцева) и Кошки Сашки.
Не помню когда, но в 2010 году стучится мне в icq Слэер и спрашивает, какие у меня расценки на запись. Оказывается, Кошка Сашка для чего-то ищет недорогую студию и возможность бюджетно записаться. Ну, ответил, дал линк на сайт. При этом записью в "промышленных" масштабах давно не занимался (хотя запись концертника Слэера в ноябре 2008 - тоже весёлый проект). Прошло какое-то время и вдруг звонок. Как сейчас помню первую фразу: "Привет! Я Кошка Сашка!" :)
В общем, так я познакомился с Сашей и Николаем Савиным, которому, под мудрым руководством Кошки, надо было за 2-3 вечера (!) записать альбом (!), а через неделю уже иметь мастер-диск. Не смотря ни на что, всё получилось :) (но это отдельная история).
С Кошкой хорошо и интересно пообщались и она предложила дать мои контакты Даину. До осени 2010 года с Даином я лично знаком не был, хотя и был на 2 или 3 его совместных со Слэером концертах. Это была середина или концерт сентября.
Даин действительно позвонил, что-то спросил, я ответил. Я предупредил, что меня какое-то время не будет в Мск и договорились созвониться в конце октября.
Созвонились, договорились о встрече. И вот - Даин приехал.
У меня случился когнитивный диссонанс. Разудалый на концертах Даин оказался эдаким немногословным обстоятельным человеком и, как мне показалось, в первую пару сессий тихо осматривался и въезжал в мир моей квартиры, где, говорят, иногда пишут музыку. Короче, по первому впечатлению, Даин показался здоровым таким стеснительным дядькой :)
И понеслась.
Процесс
Весь альбом был записан за 23 сессии. По часам (приблизительно) - 64 часа с четвертью. Ну, пусть будет 65 часов, я обычно округлял время в меньшую сторону + какое-то время уходило на отстройку. Получается, в среднем мы работали по 3 часа в день. Хотя были и тяжелые дни - однажды Даин просидел у меня часов 6 (писали толь Хедина толь Рязанского толь обоих сразу).
Кстати, все инструменты, кроме флейты и электрогитары записаны Даином. Флейта - Владимир Рязанский, электрогитара - Хедин.
Еще статистика. Альбом в конечном итоге состоит (за исключением стихов) из 21 дорожки + дорожка с кликом. На момент записи дорожек было больше, т.к. каждый инструмент мне было удобно писать на отдельный трек (гитара, голос, бас, джембе и т.д.), а потом удачный дубль двигать на нужную дорожку с уже включенными на ней эффектами.
Я использовал следующее оборудование:
- звуковая плата Creative Audugy LS
- микшер Behringer Xenix 802
- микрофон Behringer XM8500 (голос, «верхний» микрофон при записи джембе (кроме "Первый"), перкуссия, варган)
- микрофон Oktava MD-78a («нижний» микрофон при записи джембе)
- наушники Philips SBC HP200
- наушники Synnheiser HD-415
- колонки SVEN SPS-611
- поп-фильтр за 60р :)
в ходе работы приобрел и использовал:
- микрофон Behringer C-1 (флейта (в паре с микрофоном Рязанского), запись джембе в "Первый")
- предусилитель для наушников Behringer HA 400 (работать стало НАМНОГО комфортнее :) )
- микрофон Behringer XM8500 (стал юзать его как «нижний» микрофон при записи джембе. Точно не помню, в каких песнях его использовал, но там, где низы звучат похоже на «глубокую» барабанную бочку – это он :) )
----------------
Запись альбома Даина «Ждать лето». Часть 2
Гитару писали «в линию». Так мне показалось проще, чище и удобнее. Да и звук наруливать легче, благо звукосниматель на даиновской Такамине хороший :) Сначала гитару записывали без наушников, но выяснили, что датчик гитары ловит громкий клик и стали писать только в «ушах». Ещё в паре песен, гитару к которым записали первыми, я некорректно выстроил чувствительность и после пришлось достаточно сильно глушить шумы, когда потребовалось поднять громкость трека :) Но мы победили =)
Звук гитары выставил почти сразу. Мне так показалось. Позже пришлось вносить некоторые коррективы. Сделал две дорожки с настройками под «чёс» и под игру «перебором» и после, в конце, уже на очередном сведении прибирал частоту звякающей первой струны, корректировал низы и частично освобождал частоту под голос. А ещё регулярно боролся с выпирающей серединой. Хотелось, чтоб и «основу» было слышно, чтобы был «воздух» на верхах (а не шумы) и мерзких призвуков поменьше :)
Вокал.
Вокалом я доволен. Частоты никак не правил до начала финального сведения, наложил для видения общей картины только компрессор и ревер. Была мысль так и оставить, но нет. После эквалайзинга звук стал лучше (и ощущение пространства тоже). Кстати, заметный ревер есть только на бэк-вокале – на основном он минимален :) Пространство основному вокалу задает эффект, наложенный на итоговый микс. Возможно, местами лезет «с», но мне не удалось до конца исправить этот дефект. К тому же он заметен только на паре песен. И мне кажется, что эта проблема не в голосе Даина (как он мне говорил), а в положении микрофона или оборудовании.
Небольшое отступление. Когда запись уже шла, я купил себе конденсаторный микрофон. Дешевый, но все равно радовался страшно. Когда стал с ним экспериментировать – ужаснулся. Он же, блин, всю (реально – всю!!!) комнату ловит!!! Не, пишет нормально, чётко. Но… Долго привыкал с ним работать и только спустя продолжительно время понял, как, а главное – для чего, его использовать. Акустическую гитару писать – хорошо (так писали гитару для альбома Ольги Ратниковой), кое-какую перкуссию, звуки (например, для стихов Даина) – тоже годно. Всякие хоровые подпевки, думаю, тоже. Квартирники, кстати, хорошо писать, проверял. А вот чтобы нормально записывать вокал – надо должным образом оборудовать помещение. Хотя б коврами стены завесить, а то отражения от бетона «чудесно» красят вокал…. Да и микрофон нужен немного другой.
Любопытный факт. На запись песни «Голоса мёртвых» Даин приехал простуженный. Однако записав вокал решили его и оставить – некоторая хрипотца в голосе идёт этой песне :)
Понравилось, что Даин писал бэк-вокал. И понравилось – как. Нет, правда. Кому-то было б лень, не интересно или ещё что, а тут – столько радости!!! Причём Костя, в зависимости от песни, мог отписать по 3 дорожки на бэк. Мне лично очень нравится результат в песнях «Я знал», «Крылья за спиной». Да и в других тоже :) А вообще в работе с бэками для меня самым сложным было синхронизировать дорожки (слова и слоги) :)
Тем, как звучит в альбоме бас-гитара я не совсем доволен. Точнее, мне нравятся партии Даина, мне нравится мой инструмент, но… Писать бас в линию – не вариант. Я это понял после того, как мне в руки случайно попал басовый комбик и я купил себе эмулятор усилителя для бас-гитары и попробовал что-то записать… Разница неимоверная. Через комбик и предусил удается получить намного более интересный звук, чем при записи в линию. О простоте настройки звука я вообще молчу. После остается только немного скомпрессировать трек и всё.
А то, что удалось записать с Даином – неплохо. Действительно неплохо для баса, записанного в линию через пульт. Но нарулить желаемый звук не очень получилось, хотя я очень старался. Честно. Много чего перепробовал. Даже пытался пропустить уже записанные партии через комбики эмулятор усилителей и таким образом перезаписать их (реампить?) – не получилось. Вылезают шумы и полезный сигнал – нет. Потому что так изначально записан… Но результат неплохой, хотя, мне кажется, Даин время от времени «не дожимал» (но ему – не басисту – простительно), отчего звук иногда кажется смазанным.
А, да. Использовался инструмент Epiphone Embassy Standard IV, купленный весной 2006 года в «Маэстро».
----------------
Запись альбома Даина «Ждать лето». Часть 3
Перкусия, в целом, удалась. Джембе записалась вполне прилично, если не считать того, что мне, к сожалению, так и не удалось получить звук, как во время первой записи партий к «Игре в одни ворота». Менял положение микрофонов, подбирал обработку – пофиг. Не получилось сделать верха «звенящими». Возможно, надо было приложить эксайтер? Или из-за влажности джембе «просел»? Но т.к. никто не слышал, как было, то и говорить не о чем :))
Инструмент записывался (в большинстве песен) на 2 микрофона: один стоял под некотором углом к рабочей плоскости барабана, второй, для съема низов, был установлен параллельно рабочей плоскости напротив резонаторного отверстия. Запись шла в 2 канала. Сигнал с верхнего микрофона в пульте не обрабатывался, а в сигнале с нижнего срезались почти все верха. Уже записанный сигнал обрабатывался эквалайзером (кстати, довольно долго подбирал итоговый звук), компрессировался и выравнивался между собой по уровню. Плюс я немного развел инструмент по панораме – «низы» в центр, «верхи» - чуть вправо.
Но! В песне «Первый» джембе мы записали всего на 1 микрофон. На конденсаторник Behringer C-1. И ведь хорошо получилось. Качает! :) Нет возможности играться панорамой и нет возможности по отдельности регулировать громкость «низа» и «верха», т.к. весь звук в одном канале, но зато (может, мне кажется?) звук получился ярче и низы немного мягче и «качёвей». Т.е. барабас в целом звучит очень приятно.
«Шуршалки» и тамбурин писали... Да просто записывали :) Даин брал «яйцо» или тамбурин и с серьёзным видом фиксировал партию :) Не, смотрелось, правда, клёво – здоровый такой патлатый дядька шуршит «яйцом» перед микрофоном с серьезным выражением лица, опасаясь не попасть в метроном :) В общем, кое-что переписывали, убирали лишнее, ровняли громкость. На записанных треках есть небольшой эквалайзинг (преимущественно срезался низ + немного корректировки «приятности» звучания), обязательно компрессия, ревер.
Варган появился неожиданно. По крайней мере для меня. И его партия очень хорошо легла в песню. Но, если честно, я не очень понял, как этот инструмент должен звучать. После того, как я показал песню своему товарищу, он мне посоветовал по возможности сделать звук «суше» и похожим на звук варгана в песне «Тутанхамон» (Nautilus Pompilius). Немного не так, но получилось.
Эл.гитара. Электрогитару писал Хе(хе)дин. Перед записью я думал, какие у товарища примочки, проц и вообще – как всё писать и обрабатывать. Но когда Хедин с помощью Даина внёс в квартиру э… две упаковки с оборудованием + гитару я обалдел. Короче, Хедин привез помимо нехилого комплекта эффектов ещё и предусилитель! В общем – «Привет, соседи!» (с) :) Да! Если кому интересно – гитара писалась «в линию».
Как я понял, партии сочинялись на ходу. Что определенным образом сказалось на продолжительности записи. Хорошо, быстро и случайно была придумана и записана партия электрогитары только в «Игре». Как получилось – сам не понял, но результат прекрасный :) С остальными песнями было всё очень непросто.
Соло прописывались начисто и утверждались Даином на месте, а вот «подклады» по ходу песен клеились уже потом из наиболее удачных фрагментов. К каждой песне было записано по три варианта партий для «подкладов». Обычно я сводил, отправлял Даину и он утверждал, т.к получалось нормально. Однако в одном случае после моей склейки мы с Даином просидели ещё час над «доклеиванием» партии, ибо у меня получилось «ужас», но не «ужас-ужас».
Из обработки с моей стороны – небольшая эквализация (срезал низ) и ревер. Больше ничего. Совсем. Чтобы не испортить хороший звук :)
Флейту записали за одну сессию. Больше флейтист – Володя Рязанский – приехать не смог :) То, что получилось – хорошо, но могло бы быть и лучше. Однако однозначно удались «Ангелы». И вступление и соло. Вообще, понравилось, как Володя работал. Даин: «Надо там-то и там-то сыграть как-то так». Володя: «Ага». После он расписывал себе гармонию, ужасался, почему у Даина она именно такая, т.к. это невозможно, наигрывал несколько вариантов, сводил их к одному и записывал с разумным количеством дублей.
Флейта записывалась на радиомикрофон Володи (не помню какой) и мой Behringer C-1; сигнал сводился в пульте в один трек. Записанный звук обрабатывался немного эквалайзером и капитально ревербератором и компрессором. На выходе – хорошее прозрачное звучание инструмента.
-----------------
Запись альбома Даина «Ждать лето». Часть 4, завершающая.
Стихи.
Стихи писали довольно просто: Даин начитывал несколько вариантов, после, уже у себя дома, выбирал самые удачные, высылал их мне и уже с ними я работал. Мне хотелось сделать два варианта – просто стихи и стихи, оформленные некими звуками. Т.к. у Даина не было каких-то определенных пожеланий по обработке, то пришлось делать то, не знаю что :)
В «Перемене к…» удалось удачно задействовать неиспользованные дубли от записи электрогитары :) На что-то я просто повесил сильный ревер, а что-то качественно исказил и получил звук, похожий на колокол :) Ну и изменение ревера (пространства) на голосе так сказать обозначает собственно перемену.
В стихотворении «По-умолчанию…» решил наложить на голос звуки какой-нибудь пьянки-посиделки. Но т.к. этих звуков в моей скромной коллекции не оказалось, стал думать, что делать. В итоге в стихотворении звучит нарезка из записи выступления Даина в клубе «Археология», выложенной на youtube.com (использованы фрагменты до начала песен) и специально для этого стихотворения записанные звуки стаканов и переливаемых жидкостей. Звуки записывались на микрофон Behringer C-1.
Изначально идея оформления стихотворения «Тебе смешно» была такой – Даин беседует с другом. Но! К этому моменту у меня уже было готова подзвучка для «По-умолчанию» и еще раз делать «кабацкое оформление» не хотелось. А где б ещё автор мог рассказывать другу эту историю? Пришлось придумать ситуацию со «звонком воображаемому другу» :) В шумовом оформлении использовались телефоны фирм Nokia и Samsung :) Звуки записывались также на Behringer C-1.
С «Солнцем» всё получилось случайно. Никакой конкретной идеи не было – просто решил записать звук Носовихинского шоссе и МКАДа и что-то наиграть на гитаре. Вытащил микрофон на балкон (да, да, его же), взял плохо настроенную гитару, включил запись. Играть… Что подыграть? Не долго думая старательно не напрягаясь наиграл свою первую выученную песню Виктора Цоя. И потом меня накрыло… Потому что первая песня, которую я выучил много лет назад – «Звезда, по имени Солнце!» :) Так что если во время прослушивания стихотворения напрячься, можно расслышать на фоне с детства знакомые аккорды :)
Разное
Работать над альбомом мы начали с «Игры в одни ворота». Но потом, из-за корявости именно первой записи и неметрированности пауз, песня была переписана заново.
Песня «Первый» изначально была быстрой. Так мы её сначала и записали. Но однажды приехал хитро улыбающийся Даин и переписал «Первого» так, как он сейчас выглядит на альбоме :) Кстати, была мысль подложить под гитару и вокал «коллективные» притопы, прихлопы и «пьяный» бэк вокал, но потом разум восторжествовал и были записаны сначала не планируемая перкуссия и электро-гитара :)
На альбоме должно было быть больше песен, чем есть. Но из-за сырости аранжировки работу с ними решили заморозить.
Записав Даину мастер-диск (даже два, мало ли что), я решил напоследок послушать фрагментами, что получилось. И… О, ужас! Мне через 20 минут выезжать к Даину, а на мастер-диске в последней песне не сделана концовка! Звук просто обрывается, вместо того, чтобы плавно сойти на нет!!! Пришлось срочно переделывать, записывать всего один мастер-диск и лететь в сторону Автозаводской, т.к. завтра диск должен «уйти в печать».
---
Вот так всё и было. Наверняка я что-то забыл, что-то я специально не сказал, но это уже не важно. Важен результат. Надеюсь, он понравился и Даину и его слушателям :)
Да! Важно! Я хочу сказать несколько «Спасибо!»…
Спасибо: Даину за доверие и творчество; Кошке Сашке за доверие, рекомендации и сотрудничество; Пашке («Слэеру») Румянцеву за знакомство с Кошкой Сашкой :)